Анна Саранг: вывести безопасный сорт марихуаны пытаются большие компании и подпольщики
Президент фонда имени Андрея Рылькова об истории запрета конопли, её медицинском применении и проблемах
В материале может содержаться информация, не предназначенная для лиц младше 18 лет
На дня главный внештатный специалист Минздрава РФ, психиатр-нарколог Евгений Брюн рассказал, что в России начались исследования о медицинском использовании конопли, которая бы не вызывала тяжёлые психозы и другие побочные действия.
Корреспондент «Прецедента» поговорил с президентом фонда содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова (фонд помогает людям с наркотической зависимостью, в 2016 году признан иностранным агентом, — Прим. ред.) Анной Саранг о том, в каких медицинских целях сейчас используется марихуана и почему некоторым людям она противопоказана.
От лекарства до запрета
В двадцатом веке применение марихуаны в медицинских целях было ограничено в связи с тем, что марихуана была запрещена — сначала в США, а потом и во всем мире. Начиная с 1930-х годов в США начали субсидироваться пропагандистские кампании, направленные на дискредитацию вещества. Марихуану употребляли в основном маргинальные слои общества: афро-американцы, мексиканцы — против которых на самом деле и велась «война с наркотиками».
На протяжении 20 века образ вещества был очень сильно извращён. Она была внесена в международные конвенции по борьбе с наркотиками наряду с такими веществами как героин и кокаин. Научные исследования медицинского применения марихуаны практически не проводились.
Кому нужна медицинская марихуана
Однако за последние несколько десятилетий ряд стран всё-таки узаконил использование марихуаны в медицине, так как она активно используется при лечении некоторых заболеваний и расстройств. Медицинская марихуана показала свою эффективность при борьбе с болью у больных онкологией (для снижения боли, тошноты при химиотерапии), при ВИЧ/СПИДе (для повышения аппетита), для больных эпилепсией, для лечения рассеянного склероза, депрессии, посттравматического стрессового расстройства.
С недавнего времени применение марихуаны в медицине уже не является неким экспериментальным подходом. В прошлом году ВОЗ выпустила обзор эффективности медицинской марихуаны и призвала к её реклассификации (выведения из Списка опасных веществ) для расширения возможностей её медицинского применения.
Прим. ред.: Сейчас, по данным Википедии, использование марихуаны в медицинских целях разрешено в Австралии, Канаде, Чили, Колумбии, Чехии, Финляндии, Германии, Польше, Великобритании и ряде других стран.
О проблемах применения
Одной из проблем медицины является то, что один из основных элементов вещества, вызывающий большинство терапевтических эффектов, может также вызывать у некоторых людей непродолжительное тревожное состояние, доходящее порой до паники. Что парадоксально, это же соединение вызывает и противотревожный терапевтический эффект.
То есть у некоторых пациентов или рекреационных потребителей вскоре после употребления могут начаться, что в народе называется «загоном», что связано, видимо, с какими-то индивидуальными различиями в циркуляции норэпинефрина.
Для подавляющего большинства людей эти эффекты если и возникают, не несут никакой опасности — через несколько минут они проходят. Люди, которые периодически употребяют марихуану в медицинских целях, учатся справляться с этим непродолжительным всплеском тревожности, а у многих они не возникают вовсе.
Но для той пары-тройки процентов людей, о которых говорит главный нарколог, у которых, возможно, проблемы с психическим здоровьем, эти приступы тревожности могут оказаться непреодолимым барьером к употреблению медицинской марихуаны. Она может привести к обострению уже имеющихся проблем психического здоровья.
Таким людям использование противопоказано.
О создании безопасного сорта
Выведение такого сорта медицинской марихуаны, который сохраняя высокий потенциал, не вызывал бы этих тревожных спайков (кратковременных острых обострений, — Прим. ред.), является заветной мечтой не только гик-гроверов (люди, экспериментирующие с выращиванием конопли, — Прим. ред.), но и большой фармы, крупных медицинских транснациональных компаний, которые заинтересованы в широком коммерческом расширении медицинской и рекреационной марихуаны.
Если честно, я не думаю, что если за последние 40 лет это им не удалось, то получится у Брюна. Тут важно скорее грамотно подходить к своевременной диагностике возможных психических нетипичностей, идентификации и исключению того 1-3% пациентов, которым употребление может нанести больше ущерба, чем пользы.